Функции
Двухтурбинные VTOL (машины вертикального взлета и посадки) (вертолеты) используются на Пандоре для непосредственной авиационной поддержки и сопровождения. Скорпион это оперативный, очень маневренный, управляемый одним пилотом, вертолет ближнего боя. Они сопровождают орбитальные шатлы на подходе и осуществляют миссии поддержки (close-air-support (CAS)) на базе «Врата Ада» и прилегающих карьерах, а также во время топографических съемок и операций лесорубов. Высокоэффективен против наземных и воздушных хищников и нападений со стороны коренного населения (Na'vi).
Официальное название AT-99 Gunship Общепринятое Scorpion На’Ви называют его «Kunsip» (искаженное анг. Gunship) Габариты 11,17 метров в длину, 8,72 метра ширины, 3,51 метра в высоту Крейсерская скорость 190 узлов, 140 узлов в атмосфере Пандоры. Дальность полета 800 км с полным запасом топлива и боевой нагрузкой. Силовая установка Две независимые системы соосного типа, в общей сложности четыре 3-лопастных винта. Два турбогенератора кольцевых керамических двигателей реверсивного расположения Магнуссен KE-76. Навигация и наблюдение Тепловизор, радиолокатор, система радио – электронной идентификации(IFF(ответчик «свой – чужой»), пассивные системы экранирования. Вооружение Четыре «пушки Гаусса» калибра .50, темп стрельбы 700 выстрелов в минуту. Скорпион имеет две пары крыльев- пилонов для монтажа дополнительного вооружения. Кроме того, несет 150 ракет ТК-411 WAFAR (Wrap-Around Fin Aerial Rocket) в десяти 15-зарядных пусковых трубах. Назначение ракет изменяется в соответствии с типом боеголовки, которая может варьироваться в зависимости от тактической обстановки. Восемь ракет Hawkeye Hellfire (Helicopter Launched Fire-and-forget) класса «воздух – воздух» с датчиком самонаведения, используются для поражения воздушных целей. Общие положения AT-99 "Скорпион" Gunship является маневренной ракетной платформой москит - класса. Это аппараты, разработанные конце двадцать первого века, в период, когда использование беспилотников было постепенно прекращено из-за зенитного оружия электромагнитного поражения, попавшего в руки повстанцев и террористов. Это создало необходимость в живых пилотах, после восьми десятилетий боевых беспилотных машин. Так как, все транспортные средства, используемые на Пандоре, изготавливаются на месте, с использованием методов стереолитографии (Стереолитография – технология изготовления пластиковых деталей по компьютерной трёхмерной модели), необходимо было выбрать транспортных средство из 21 века, такой конструкции, которая не требовала бы экзотических технологий и материалов середины 22 века. AT-99 "Скорпион" Gunship является образчиком двухтурбинного транспортного средства вертикального взлета и посадки (VTOL). Он защищен легкой композитной броней в обшивке кабины и навесом из многослойного пуленепробиваемого материала, состоящего из оксинитрида алюминия и поликарбоната. Оружие находятся под контролем штатного бортового компьютера. Есть возможностью ручного управления пилотом в условиях высокой ЭМП. Дисплей пилота прозрачный, кругового погружения. Огонь контролируется IFF (Identification Friend/Foe)»свой – чужой» системой блокировки, которая предотвращает дружественный огонь в сложных сражениях со многими участниками с обеих сторон. По существу, орудие отказывается вести огонь, если прогнозируемый конус траектории полета дружественного объекта будет накладываться на траекторию максимальной дальности полета снаряда. Все воздушные транспортные средства на Пандоре могут отслеживать друг друга в границах театра боевых действий в режиме реального времени, используя IFF маяки, данные о которых будут интегрированы в системы вооружения через IFF ответчик. Кабина Скорпиона полностью герметична и, кроме того, находится под небольшим избыточным давлением, что предотвращает протечку высокотоксичных газов из атмосферы Пандоры. Из–за коррозионного воздействия сероводорода в атмосфере, у всех транспортных средств, функционирующих в условиях Пандоры, очень короткий цикл обслуживания. Скорпион с его керамическими турбинами более устойчив, чем его предшественники, даже если те были на самом деле более передовыми и современными. Кресла–катапульты нет, так что при угасании движка единственный выход–авторотация (поясняю, если, при отказе двигателя вертолета развернуть лопасти максимально круто к ветру (почти горизонтально), винт будет вращатся за счет встречного потока, создаваемая сила позволит вертолету планировать). Скорпион, как и все вертолеты конца 21 века, имеет один серьезный недостаток. Если лопастная система повреждена достаточно, чтобы вызвать расцентровку на концентраторе винта или выброс лезвия, вертолет получит серьезные повреждения, в результате центробежной силы мусора, отлетевшего в сторону корпуса. Затем немедленно следует асимметричный снос, который вызывает неконтролируемую бочку, а затем полную гибель транспортного средства Этот дефект компенсируется за счет ударопрочной керамики и углеродных нанотрубок в круговых ободах, которые защищают винт. Эти обода являются достаточно надежными и могут выдержать значительные удары. Они также не позволяют лопастям контактировать с препятствиями, когда вертолет эксплуатируется в сложных условиях. Это делает вертолеты идеально подходящими для воздушных операций в небе Пандоры, среди тропических лесов и парящих гор. Специальные "противо-лианные" резаки (упоминаются Труди) были добавлены на передние кромки корпуса и защитные обода. Они направляют любые опасные ветви и лианы на режущие кромки, очень похожие на устройства для разрезания проводов ЛЭП, которые использовались на вертолетах Земли в течение двух столетий. Тактико – технические характеристики Скорпион разработан для полетов в атмосфере Земли, но был легко адаптирован для работы в небе Пандоры, благодаря высокому содержанию кислорода в атмосфере. Сдвоенные двигатели Скорпиона действуют так же, как любые стандартные вертолеты с середины 21-го века по настоящее время. Максимальная скорость составляет 190 узлов на Земле, а на Пандоре где - то под 140 узлов (и это может быть достигнуто только при пикировании) из-за повышенного сопротивления плотного воздуха Пандоры. Его винтовая система выдерживает до 3G положительной и до 2G отрицательной перегрузки, с 2% - ным инженерным фактором (ошибки при сборке). Максимальная скорость набора высоты 545 метров в минуту, с полным запасом топлива и боевой нагрузкой. Как и Bell AH-1 Аэрокобра Gunship "Скорпион" представляет собой легкую, маневренную и адаптируемую летающую платформу. Стандартная конфигурация включает в себя: два передних орудия, ракетные стойки на основном крыле, нижние пилоны в середине фюзеляжа, а также ракетные контейнеры на нижнем пилоне спереди. На Пандоре Скорпион, как правило, загружен восемью ракетами «воздух-воздух» Соколиный Глаз и десятью ракетами класса «воздух-земля» ТК-411. Композитные трехлопастные винты составляют 5,49 метра в диаметре, и накладываются друг на друга в коаксиальной (т.е. опять - таки просто соосной) конфигурации. Есть две соосные системы, по одной с каждой стороны, представляющие собой пилоны, в которых монтируются винты. Пилоны закрепляются под углом восемь градусов вверх (стандартный диэдр (угол, образуемый двумя плоскостями) для стабильной работы сдвоенной канально-винтовой системы.) Подъемная сила может увеличиваться или уменьшаться общим шагом (углом наклона вообще и лопастей в частности) системы винтов, которая приводится в действие сервоприводами, установленные в основании каждой из шести лопастей. Общий шаг контролируется стандартного типа регулятором, расположенным под левой рукой пилота, нажатием вверх или вниз. Винты в свою очередь, при постоянных об /мин(RPM), с общим шагом, суммарно создают подъемные воздушные колонны. Постоянная частота об /мин поддерживается бортовым компьютером. Дросселя (то бишь ручная регулировка об /мин) используются пилотом только при ручном управлении, и, как правило, стопорятся в походном режиме. В условиях боевых действий или аварийном состоянии, дросселя могут в полностью открытом положении дать 120% от стандартной мощности, но это приближает скорость лопастей к скорости звука, что в атмосфере Пандоры сокращает жизнь винтовой системы из-за вибрации. При зависании и на малых скоростях полета, общий шаг корпуса соотноситься с шагом винтов. Угол тангажа (наклон носа вверх – вниз и соответственно взлет – снижение) управляется джойстиком в правой руке пилота, установленного на правом подлокотнике. Крен регулируется за счет разницы общего шага в левой и правой винтовых системах. Регулируется все той же системой сервоприводов. Управляется наклоном джойстика влево – вправо. Рыскание (поворот) совершается посредством разворота винтов правого и левого борта на противоположные углы, относительно друг друга (например винты правого пилона вниз – назад, левого вниз – вперед). Рысканье контролируется педалями, традиционными еще со времен первых моделей вертолетов (и в малой авиации вообще). Перемещение вперед - назад осуществляется посредством одинакового наклона винтов правого и левого борта. Это осуществляется сервоприводами, находящимися в основании обоих пилонов. Для ускорения вперед, левый и правый пилоны направляют свои воздушные колонны в корму. И разворачиваются наоборот для замедления. Любая система соосных, противоположно вращающихся винтов имеет нейтральный крутящий момент (поэтому и не нужен хвостовой винт), следовательно пилоны не имеют углового сноса при рыскания, или ускорении\торможении. Управление осуществляется наклоном джойстика вперед - назад. Существует незначительный маятниковый момент в подъемной системе, который обеспечивает стабильность в режиме зависания, что приводит к характерному «зарыванию носом», при ускорении из положения зависания, но эта особенность не видна на высоких скоростях, благодаря стабилизирующей роли хвостового оперения. Силовая установка состоит из двух турбогенераторов мощностью 1970 л.с., 1469 кВт, питание по общей распред. линии. От главной силовой линии отходят две побочные, которые питают два независимых движка, расположенные на соответствующих бортах, а не в центре. Существует резервный ультраконденсатор (мега – батарейка), которая может поддерживать частоту об / мин в течение двух минут, в случае полного отказа двигателя. Актуальность применения и задачи: Назначением Скорпиона является: защита активов RDA борьба с разными враждебными силами Пандоры, которые включают в себя наземных хищников, крупных наземных травоядных, защищающих территорию, воздушных хищников, и коренные силы (На’Ви), атакующих и на земле, и в воздухе. Шахтеры, геологи, исследовательские группы, пешие патрули и других сотрудники базы, действующих за пределами периметра, ценят Скорпион за поддержку с воздуха. «Ворота Ада» были бы гораздо уязвимей, если бы не 26 – часовые воздушные вахты Скорпиона. Скорпион это проверенная машина, отлично показывающая себя в условиях Пандоры. Его керамические винты легко перенастраиваются для работы в более плотной атмосфере. И хотя взлет и зависание лучше получаются в плотном воздухе и низкой гравитации Пандоры, максимальная скорость значительно снижена как раз из-за плотности воздуха. Скорпион может эксплуатироваться в условиях помех Пандоры (концентрации интенсивных магнитных полей), и даже при наиболее интенсивных помехах, вихревом потоке Гор Аллилуйя. Однако, это не рекомендуется Правилами Полетов (VFR), в связи с воздействием потока на аппаратуру. Полеты в парящих горах считаются крайне опасными из-за высокой облачности и тумана, а так же левитирующих, богатых unobtaniumом скал, которые с постоянной скоростью движутся вокруг вихря, и точных полетных карт для Гор не существует. Системы вооружения, а точнее, наведения, также бессильны перед ЭМ потоком, возможна стрельба только прямой наводкой, а это делает Скорпион уязвимым для больших воздушных хищников. Пилоты Скорпионов знают много историй о нападениях воздушных хищников, в том числе большого горного Баньши, медузы aerocoelenterates, и даже о редких, но крайне опасных встречах с королем воздуха, Великим Леоноптериксом, зачастую заканчивающихся смертью пилотов или серьезной аварийной ситуацией. Время от времени происходят нападения Баньши – всадников НаВи, но они носят спорадический и несогласованный характер и создают лишь небольшую угрозу для Скорпионов, летающих в мелких группах из двух или трех единиц. Броня скорпиона может выдержать стрелы НаВи, несмотря на их огромные массу и скорость. Однако, ходят слухи, что выстрел НаВи при пикировании может задать стреле достаточную скорость (40-метров в секунду скорость стрелы из лука и 120 узлов - пикирования), что позволит двухметровой стреле пробить броню Скорпиона с небольшого расстояния. Пилотов, которые пережили бы подобное нападение, никто не видел, и RDA, как правило, не тратит время на расследование подобных инцидентов. Скорпион, как и все летательные аппараты, используемые RDA на Пандоре, в общем-то антикварная модель, для середины 22 века, хотя по иронии судьбы, он действует гораздо лучше, чем более современные машины, которого использовали в первые годы присутствия RDA на планете. Уже давно снятый с вооружения на Земле, Скорпион является надежным и ценным агрегатом в опасной среде Пандоры. Его надежность и простота обслуживания в полевых условиях, делает его оптимальным выбором, в отличие от более новых образцов автоматических и пилотируемых боевых машин, используемых на Земле. В их конструкции используются новейшие материалы (самовосстанавливающиеся нанокомпозиты переменной геометрии), и они начинены квантовой электроникой, которая не может обслуживаться в полевых условиях, да еще и крайне чувствительна к воздействию ЭМП. Кроме того, Скорпион является продуктом эпохи войн, во время которых EMP (электромагнитный импульс) оружие использовали широко, поэтому его EMP-закаленная оптико-волоконная система управления полетом и экранированная силовая установка, идеально подходят для использования в мощных магнитных полях Пандоры. Из-за своего небольшого размера, он не располагает активной электромагнитной защитой AES(Active EMF Shielding),что делает его уязвимым в мощный аномалиях, таких, как магнитное возмущение Гор Аллилуйя. Пандора манит пилотов, ностальгирующих по романтическому прошлому авиации, возможностью пилотировать самостоятельно("seat of the pants” – руководствуясь здравым смыслом) и по жарким воздушным схваткам, не виданным со времен Второй Мировой Войны. После почти двух столетий «убийств - из - за – горизонта», с применением дальних ракетных обстрелов и "умного" оружия, условия на Пандоре вновь сделали актуальными пилота, который хочет "видеть белки глаз противника" и старую школу воздушного боя. Несмотря на высокий риск подобной тактики. Комментарии пилотов (из интервью с полковником Джеймсом "Азия" Адмором, отдел специальных миссий RDA, бывший капитан ВМС США, записано офицером по связям с общественностью Марсия Де Лос Сантосом, 4 января 2149): "Пилотам боевых вертолетов на Пандоре, следует иметь вторую пару глаз на затылке. Эти Баньши настоящие сволочи, да еще и очень шустрые засранцы. Они могут атаковать на скорости более 140 узлов, сразу тройкой, причем обычно заходят со стороны солнца или из низких облаков. И они не знают, что такое винты, поэтому, само собой, суют свои проклятые крылья, куда не надо и, если они над тобой, крылья затягивает в пилоны, а там лопасти. Ты теряешь винт и выходишь из строя. Конечно, Баньши и сами не очень комфортно себя чувствуют при таком раскладе, но это слабое утешение для пилота» «Ты должен вращать башкой на 360, если хочешь живым выйти из этого дела. Кроме того, кто бы там не придумал использовать пушки Fang-7 его нужно высечь плетью и выгнать в три шеи. Это орудия непосредственной авиационной поддержки, а не оружие класса «воздух-воздух», и, само собой, установлены для стрельбы по земле. Для местных условий это никуда не годиться. Их горизонтальная наводка и степень свободы при стрельбе вниз отличны, но поднять их можно только до угла около пятнадцати градусов. Когда вы наводитесь на воздушную цель, трудно получить нужный угол. Баньши могут разворачиваться резвее нас, по внутреннему кругу, что делает их тяжелым противником в ближнем бою. Очевидно, у нас есть преимущество в скорости над ними, за исключением пике, потому что наша максимальная скорость VNE (Velocity Not-to Exceed) в этом супе, который они называют воздухом, жестко ограничена 140 узлами. Мы угробим винты, если пытаемся обставить их в пикировании. И главное ... никогда, никогда, не меряйтесь силами с Лео (Леоноптериксом). Эти огромные сукины дети заходят со стороны солнца и… я видел как они разорвали Самсон и сожрали весь экипаж, как арахис. Лучшим выходом будет драпать по-прямой, никуда не сворачивая. Они не могут поймать нас при наборе высоты, но будь уверен, сцапают тебя при пикировании. Обычно бьют сверху, от солнца, как эти старые немецкие Юнкерсы. Если ты чувствуешь, что тень на тебе, значит, есть около двух секунд, чтобы отреагировать или стать обедом. И никаких предупреждающих визгов. Они визжат, после того, как ударили по тебе, и это последний звук, который ты услышишь». Примечание редактора: полковник Адмор погиб в бою на Пандоре. Его останки не были найдены.
|