Джеймс Кэмерон: «2D, 3D — какая, к черту, разница?»
— Вы ведь сильно рискуете с «Аватаром»?
— Факт. Скажу больше: это осознанный риск. После «Титаника» мне
хотелось взяться за что-то, что невозможно сделать здесь и сейчас,
невозможно чисто технически. Такой проект на вырост, на перспективу. И
я в итоге переборщил, конечно. Нужно было шагнуть на одну ступень, а я
перемахнул сразу четыре. И парни из моей команды тогда первыми забили
тревогу. Смотрите: когда в «Бездне» мы делали водяных существ, это было
в шаге — ну в полутора шагах — от того, что делали все остальные. Та же
штука со вторым «Терминатором»: чувак из жидкого металла — это тогда
было на грани возможного. А «Аватар» — далеко за гранью. Но время
работало на нас. Это, знаете, как в серфинге: я не умею стоять на
доске, но понимаю принцип. А принцип простой: ты не можешь создать
волну. Не можешь, и все тут. Но можешь использовать волну, которая рано
или поздно появится. Так и получилось. Хотя теперь я побаиваюсь идей,
которые невозможно реализовать прямо сейчас. Здорово, что у нас теперь
производственно-техническая база, на которой можно снять вообще все на
свете. Но в следующий раз, вместо того чтобы париться из-за высоких
технологий, я буду уделять больше внимания собственно кинопроцессу и
оптимизации времени. Проект должен быть управляемым. Я хочу, чтобы
четыре года шли за два. Это тоже вызов.
— После «Титаника» прошло 13 лет, и понятно, почему вокруг
«Аватара» такая шумиха. Вас она как-то затрагивает — или вы научились
отстраняться?
— Да как тут отстранишься? Я вижу, что ожидания зашкаливают. Тут важно понимать вот что: «Титаник»
и «Аватар» — совсем разные звери. Не надо сравнивать белое с круглым.
Можно будет потом сборы сравнить, видимо. Хотя «Титаник», я думаю, был
все-таки аномалией, в том смысле, что он глубоко задел общечеловеческий
нерв и собрал в итоге такую гигантскую кассу, что даже неловко.
Превзойти тот успех невозможно, да я и не пытаюсь. Я когда занялся
«Аватаром», всем показалось, что я умер, — ну не всем, а вам, ребятам,
пишущим про кино и всякую поп-культуру. А я просто занимался тем, что
мне было интересно. Побывал в шести глубоководных экспедициях,
например. И задним числом выяснилось, что я все сделал правильно. Когда
я приступил непосредственно к съемкам «Аватара», работалось очень
легко. Скажем, на подготовительный период в Новой Зеландии у нас было
заложено шесть дней. Понимаете, что это значит? Обычно подготовка
длится месяца два-три, а тут — шесть дней. Потому что все декорации
были заранее смоделированы на компьютере в Лос-Анджелесе, их быстренько
на месте воспроизвели по чертежам. Я просто приехал на площадку и в
первый же день сказал: «О’кей. В каком-то смысле я все это уже снял.
Эту камеру ставим сюда, вот эту — туда, свет идет отсюда».
— А все эти погружения на дно океана действительно помогли вам понять, как должна выглядеть планета Пандора?
— Конечно. Я там увидел массу всего, что потом вошло в фильм.
— Что, например?
— Ну вот биолюминесценция, например, природное свечение. Причем не
только на глубине, но и вокруг коралловых рифов. Все эти цвета, узоры.
Много всего, в общем.
— Было в сценарии «Аватара» что-то, что потом не получилось снять?
— Нет, мы сделали все, что было задумано. Два года ушло на то, чтобы
понять, как снимать финальную сцену. Что там, в этой сцене, я вам не
скажу. Но поверьте — на это стоило убить два года.
— Вы делали двухчасовой фильм десять с лишним лет. Не
боитесь, что он окажется слишком концентрированным для обычного,
неподготовленного человека?
— Такая опасность всегда существует. Вообще, самое сложное для
режиссера — сохранить незамыленный взгляд. Это касается абсолютно всех
режиссеров и абсолютно всех фильмов в мире. Ну вот представьте себе: вы
придумали идею, написали сценарий, раскадровку сделали, сняли,
смонтировали, музыку наложили — короче, к моменту финального монтажа
свой собственный фильм вы видели тысячу раз. И вот тут очень важно не
вырезать лишнего, того, что вам представляется абсолютно ясным и
логичным. Надо подумать, будет ли эта конкретная склейка понятна
зрителям. Если они чего-то не поймут — все, привет. Это вещи, которым
учишься в процессе. Учишься объективно оценивать то, что сделал,
учишься смотреть материал чужими глазами. Это страшно важная вещь для
режиссера — уметь смотреть отснятый материал. Это искусство плюс
дисциплина. Думаю, ваш вопрос, если его менее вежливо сформулировать,
звучал бы так: «Может ли в фильме, куда запихнуто столько технологий,
остаться что-то человеческое?» Я вам так скажу: технологии позволили
мне снимать более точно, дали мне большую свободу маневра. Например,
раньше я должен был постоянно подбегать к камере, чтобы повернуть ее в
нужную сторону, теперь я могу на компьютере сделать все, что захочу.
Если у режиссера все под контролем, то актерам остается только хорошо
сыграть. Ирония в том, что технологии сложные, а снимать с ними легко.
Они не убивают эмоции, а еще ярче выявляют их.
— В общем, вы опять полюбили режиссуру.
— Похоже на то. Сейчас же столько возможностей появилось. Для меня
всегда была важна картинка, визуальный ряд. Возможно, я прикрываюсь
всеми этими компьютерными делами, потому что не очень уверен в себе как
режиссер. Но даже если так, ситуация беспроигрышная. Меня заводит
возможность сделать что-то фантастическое, зрителя заводит результат.
— Значит, вы сейчас не погрузитесь опять под воду и нам не придется ждать десять лет, пока вы что-нибудь снимете?
— Да, погружусь, и нет, 10 лет ждать не придется. Понимаете, мне
действительно очень нравятся океанические экспедиции. Очень-очень. И
мне понадобилось лет восемь, чтобы меня в этом мире зауважали. Потому
что там люди вообще не знают, что такое Голливуд. Это серьезные люди,
ученые. Я для них был никем, и максимум, что мне поручали, — очищать
пробы дна от морских червей. Потом они стали со мной считаться, потому
что я не только начал разбираться в их работе, но и мог подсказать
что-то насчет технологий. И теперь я могу поехать в экспедицию — когда
захочу; не сегодня, но в январе, скажем, могу. И мой рабочий график
можно строить по принципу «фильм — экспедиция — фильм». А не как
раньше: фильм — экспедиция — экспедиция — экспедиция — экспедиция…
— «Аватар», кажется, очень светлый фильм.
— Спасибо.
— Я это не в порядке комплимента, мне хочется понять — вас
все эти погружения превратили в просветленного оптимиста или от
«Аватара» стоит ждать ваших фирменных прогулок на темную сторону?
— Не-е, я как был е…нутым на всю голову, так им и остался, так что
темноты там на всех хватит. Такие американские горки, знаете. Удары по
психике. Счастье в «Аватаре» нужно заслужить. И благодаря этому, я
думаю, фильм выстрелит. Твари разных пород, компьютерная графика — это
все хорошо, но важнее то, что Сигурни Уивер, когда пару дней назад
впервые фильм посмотрела, минут пятнадцать рыдала в конце.
— Она видела двухмерную версию фильма?
— Да, но это здесь совершенно ни при чем. 2D, 3D — какая, к черту,
разница? Все эти D никак не влияют на самоценность истории. Я вообще
занялся «Аватаром» только потому, что в нем изначально была заложена
настоящая красота. В фильме мы пытались как-то балансировать между
ужасом и моментами, когда в зал просто транслируется красота. В кино —
и в фантастике особенно — так не многие делают, а зря. Сильный эффект
получается.
— Коммерческое кино быстро устаревает, а вот ваши фильмы — тот же «Терминатор»
— по-прежнему срабатывают, даже на уровне того, как снят экшен.
Понимаешь, что сейчас можно было что-то подрисовать или помасштабней
сделать, ну и бог с ним.
— Бог с ним, правда. Главное, что поставлено на карту. Довольно
корявая по теперешним стандартам автомобильная погоня в «Терминаторе»
по-прежнему нравится людям, потому что они переживают за героев. К тому
же сейчас все так увлечены нелинейным монтажом, все эти полусекундные
склейки — режиссер понимает, что происходит, а зритель уже нет.
— А продолжение у «Аватара» будет?
— Будет, я думаю. Надо только понять, как сократить сроки
производства, постпродакшен и прочее. В смысле технического воплощения
будет полегче: герой есть, технология есть. Соберем денег, сделаем еще.
Все ведь просто.
— В кинотеатре будет окончательная версия или вы планируете
еще какую-то, расширенную? Вы ведь все эти коллекционные издания
практически изобрели.
— Там есть пара сцен, которые недорисованы: они сейчас выглядят как
компьютерные игры 80-х годов, и пара из них — потенциально неплохие.
Бюджета, чтобы их доделать, сейчас нет, а там посмотрим.
— Вы же могли сделать все от начала до конца на компьютере.
— Да, но какой смысл имитировать то, что можно снять вживую? Люди
сейчас злоупотребляют компьютерной графикой. Если человек заходит в
комнату и говорит реплику, надо снимать актера в комнате нормальной
камерой. А если это инопланетянин — надо нарисовать, а не мазать
артиста синей краской. Можно и наоборот, но по-дурацки же получится.
Форматы будущего
Киноиндустрия живет в вечной битве со зрителем, который традиционно
ленив, равнодушен, всеяден и хочет, чтобы кино само по себе появлялось
у него в телевизоре, компьютере или айподе, — желательно бесплатно. В
свое время понадобились «Челюсти» и «Звездные войны», чтобы оторвать
его от сериалов, сегодня главная мечта производителя — фильмы, которые
нельзя украсть и выложить в торренты. Разговоры о том, что будущее за
трехмерным кино, ведутся с начала нулевых — но пока это скорее
пропаганда, чем честная футурология. Стереокино переживало бум уже
дважды — в начале 50-х и в конце 60-х. В первый раз его хватило на
пятилетку, во второй — почти на 15 лет, но в обоих случаях 3D осталось
факультативным развлечением. Кэмероновский «Аватар», в котором
стереоскопия нового уровня — не единственный и не самый главный
технический фокус — первая по-настоящему амбициозная попытка сделать
что-то, что по большому счету нет смысла смотреть где-то, кроме
кинотеатра. Кэмерон, который в начале 90-х практически в одиночку
устроил революцию цифровых эффектов, потому что ему понадобилось
сделать жидкого мужчину для второго «Терминатора», сейчас повторно
пытается прорубить собственной головой окно в будущее. Остальные титаны
индустрии — от Спилберга до Питера Джексона пока стоят в стороне и
вежливо ждут, свернет «Аватар» себе шею или нет.
Кинотеатры будущего
В теории будущее уже наступило: устаревшую пленку в кратчайшие сроки
должна повсеместно заменить цифровая проекция, кинотеатры —
объединиться в глобальную сеть, куда премьеры одновременно поступают
через спутник, Каннский фестиваль — транслироваться, как футбольные
матчи, в тысячи городов. Еще в конце 2008-го китайская Академия наук
представила прототип лазерного кинопроектора, позволяющий передавать на
экране 80% видимого цветового спектра (пленка передает 60%, хороший
плазменный телевизор — 50%) и потенциально дающий возможность
показывать объемное кино без специальных очков. На практике процесс
тормозят экономические факторы и парадоксальным образом скорость
развития технологий. Лазерные проекторы слишком дороги для серийного
производства, цифровые — новейшие стоят в районе $100000 — имеют шанс
устареть быстрее, чем окупят себя. Экономическая теория «длинного
хвоста», применительно к киноиндустрии обещавшая смерть блокбастеров и
расцвет бесконечного множества микрокинотеатров, каждый из которых
будет показывать что-то особенное, себя не оправдала. По всем прогнозам
в ближайшие 10 лет в мировом кинопрокате по большому счету не изменится
ничего: люди по-прежнему будут ходить в мультиплексы на
«Трансформеров» и «Сумерки», а специализированные кинотеатры —
балансировать на грани окупаемости.
Звезды будущего
Когда в конце 90-х небольшая американская фирма Virtual Celebrity
Production начала покупать права на создание цифровых клонов мертвых
актеров, это казалось курьезом (денег в итоге хватило на Марлен Дитрих
и Винсента Прайса, после чего компания закрылась). Через какие-то 10
лет в четвертом «Терминаторе» на экран вышел нарисованный на
компьютере молодой Шварценеггер, а во время оскаровских гонок всерьез
дискутируется вопрос, как правильно номинировать Горлума или Кинг-Конга
— как спецэффект или как актерскую работу. Крушение института живых
кинозвезд, когда кассу фильму делает все что угодно, кроме имени на
афише, вроде бы расчистило дорогу виртуальным. Технологических
препятствий нет, но существуют финансовые (нанять человека по-прежнему
дешевле), легальные (у большинства знаменитых мертвецов есть
наследники) и, главное, психологические — цифровыми копиями уже
заменяли некстати умерших (Оливер Рид в «Гладиаторе») или состарившихся
(как тот же Шварценеггер) актеров эпизода, но выпустить клона в главной
роли пока никто не решился. Остается открытый японским робототехником
Масахиро Мори эффект uncanny valley (буквально «неуютная долина» — в
честь провала на графике, изображающего эмоции испытуемого), суть
которого в том, что неживая материя, притворяющаяся человеком, вызывает
у зрителя инстинктивное отвращение. Кэмерон в «Аватаре» пытается
преодолеть именно эту проблему — цифровые подобия управляются живыми
актерами в реальном времени, а закрепленные на уровне рта мини-камеры
фиксируют самую мелкую мимику.
Режиссеры будущего
Фильм, срежиссированный компьютером, по-прежнему остается
невыполнимой продюсерской фантазией — ближе всех к автоматизации
кинопроцесса пока удалось подойти Ларсу фон Триеру, на чьем «Самом
главном боссе» монтажером и оператором-постановщиком работал
генератор случайных чисел. Поскольку американский режиссерский
генофонд более-менее истощен, а английский, питавший Голливуд с конца
70-х, давно обнаруживает признаки вырождения, фильмы будущего
предстоит снимать людям из стран с временными и культурными аномалиями
— австралийцам, живущим во времена Серджо Леоне, румынским неореалистам
и, конечно, корейцам, которые живут вне времени и пространства, а
потому могут вдохновляться одновременно Спилбергом, Годаром и Билли
Уайлдером.