Рецензия The Guardian на «Аватар»: Джеймс Кэмерон дал слабину
12.12.2009, 13:44
Чудовищно распиаренное творение режиссера «Титаника» смотрится фантастически, но пытается объять необъятное – бряцает sci-fi- оружием, вешает экологическую лапшу на уши и рассказывает историю межвидовой любви - и оттого выглядит слишком рыхлым.
Бытующие подозрения насчет того, что Джеймс Кэмерон стал Альбертом Гором Голливуда, будут развеяны его новым, чудовищно разрекламированным творением. Сперва он обещает нам добрый и нежный блокбастер об исцеляющей силе живой природы или чем-то вроде этого. Потом Кэмерон отправляет в бой армейские вертолеты, все взрывается и наступает его звездный час. Хороший способ стереть свой же собственный месседж.
«Аватар» — для тех, кто в танке, — это первый за последние десять лет фильм человека, создавшего «Титаник». А «Титаник» — так с того времени и не превзойденный чемпион по кассовым сборам. Успех этого фильма позволил Кэмерону жить безбедно и ждать того момента, когда индустрия спецэффектов сделает осуществимым его следующий проект. На этот проект ушли по слухам какие-то невероятные сотни миллионов, и все это бабло у Кэмерона громыхает, как надо.«Аватар», по совести говоря, выглядит фантастически - почти бесшовное слияние фантазийных внеземных пейзажей и передовой компьютерной графики помножено на пропитанную тестостероном операторскую работу, ставшую фирменным знаком Кэмерона.
Но ради чего создавались эти невероятные, выше чем высоко технологичные образы? Кэмерон сконструировал историю с моралью, соединяющую милитаристский Sci-Fi, экологическую лапшу нам на уши и межвидовую любовь во что-то, претендующее на фундаментальность. Главный герой Джейк Салли (Sam Worthington) — страдающий параличом нижних конечностей морпех, отправляется в горнодобывающую в далекий мир Пандоры, там он присоединился к группе зануд-ученых, пытающихся установить дружественные отношения с местными жителями. Они надеются достичь этого, сплавляя свое сознание со специально разработанными существами (это и есть «аватары», упомянутые в названии фильма), которые представляют собой смесь человеких и инопланетных ДНК.
Местные жители оказались худощавыми синими 10-футовыми гуманоидами с нервно шевелящимися ушами – те, кто предполагал, что «Аватар» — это протюнингованная «Долина папоротников», — были недалеки от истины. Салли вскоре начинает преклоняться перед мистицизмом этого племени, открывая для себя деревья-вместилища памяти, интимные отношения с летающими ящерами и другие подобные фишки в стиле прог-рока. Это похоже на то, как если бы обложки пластинок Yes воплотились в жизнь.Положение Салли осложняется тем, что у него есть начальник — военный, который был бы счастлив устроить геноцид. Этот персонаж беззастенчиво копирует своего предшественника из кэмероновских «Чужих» — он готов к массовым убийствам, исполняя приказы зловещей горнодобывающей корпорации, в которой он служит.
Здесь есть неуклюжие отсылки к современности (в одной из сцен морпехи говорят о том, что ответят террором на террор), но безошибочно определяется главный подтекст «Аватара»: мифы об открытии Америки и история покорения традиционных культур европейскими колонизаторами. Нави — племя, в которое вступает Салли, представляет собой сборную солянку из всех традиционных племен: чуть-чуть от африканцев, чуть-чуть от индейцев – этакий эквивалент сетевых ресторанов, в которых подают что угодно – хоть терияки с тортильями.
К счастью, Кэмерон является умелым рассказчиком, и довольно скоро он заставит вас болеть за инопланетян, а за назойливых людей-захватчиков. (Возможно, этот подход не слишком красиво выглядит, но для американской аудитории, которая все еще не чувствуют себя особо виноватой о том, что с коренным населением их собственного континента, такое будет в самый раз.)
Как бы то ни было, «Аватар» пытается поймать двух зайцев — быть одновременно нравоучительным и захватывающе увлекательным. Я не могу с полной уверенностью сказать, что это ему удается: фильм слишком рыхлый, длинный и —несмотря на несущийся со скоростью света поток образов — какой-то неторопливый. световой скорости изображений, но только не быстро встать на ноги. И если прежние фильмы Кэмерона уподобить натянутой струне— то здесь он дал слабину.