Есть веские причины, чтобы воспринять «Аватар» не всерьез. Во-первых,
фильм сделан в развлекательном формате 3D (он, кстати,
усовершенствован — даже очки, создающие эффект трехмерного изображения,
придуманы более удобные). Во-вторых, главные герои — гигантские
гуманоиды, обладающие голубой кожей, а также хвостами, глазами
и грацией диких кошек, — напоминают о персонажах детских мультфильмов.
Эти гуманоиды, летающие на укрощенных птеродактилях, обитают на планете
Пандора, куда земные войска прибыли в XXII веке ради некоего
сверхдорогого камня. Вскользь замечено, что ресурсы и природу самой
Земли человечество исчерпало полностью. В-третьих, сюжет беспредельно
фантастический, потому что для борьбы с аборигенами, которых люди
считают дикарями, создаются аватары — биологические копии голубокожих
с человеческим разумом. (В подробности их функционирования погружаться
не станем, а то не выпутаемся.) Задним числом можно предъявить фильму
и тот упрек, что он скроен по лекалу, использованному в «Титанике».
Сначала час с лишним романтики, приключений, красот и любви. Затем час
с лишним — крутейший экшен. И на закуску лирическая песня на финальных
титрах. Мы с коллегой долго ждали ее окончания, чтобы выяснить, не
Селин ли это, случайно, Дион. Не она, зато похоже. Но быстро понимаешь,
что в фильме — обилие политических ассоциаций.
Черт бы побрал Колумба!
Кэмерон и его художники добились концептуально важного эффекта. Мир
Пандоры, ее природа, ее неведомы зверушки старательно выдуманы. Но
такими, что все узнаваемо, напоминает о земном. Четко понимаешь: это
грибы, это папоротники, это лианы, это бабочки (хотя в фильме они вовсе
не бабочки), это лошади, это львы, это волки. Горы Пандоры висят
в воздухе, но это горы, а не невесть что, и с них льются водопады.
Кэмерон, конечно же, снимал не развлекательную фантастическую картину
о других мирах. Он делал актуальную картину про Землю и человечество. Обитатели Пандоры с их луками и стрелами при всех своих
кошачьих повадках (вплоть до шипения на врага в момент ярости)
ассоциируются с индейцами, а попытка завоевания Пандоры — с покорением
Америки (которую в Европе принято именовать «открытием Нового Света»)
и уничтожением существовавших там культур. Между прочим, для молодых
интеллектуалов Латинской (прежде всего Южной) Америки, особенно тех,
кто ощущает в своих жилах хотя бы капельку индейской крови, покорение
Америки европейской цивилизацией остается больной темой. «Аватар»,
очевидно, о том, что цивилизация несет в себе много гадостей. Именно
цивилизация порождает расизм. И именно цивилизация считает себя вправе
нести «низшим народам» свои безусловные достижения, ломая их через
колено, и не ждать милостей от природы, а брать ее богатства силой.
Индейскую тему «Аватар» развивает наиболее подробно. Легко
заметить, что любовь главных героев — это, собственно, любовь индейской
принцессы Покахонтас к заезжему европейскому молодцу. Но попытка
захватить Пандору и навязать ей земные правила игры очевидно
ассоциируется в «Аватаре» и с другими войнами, который вел или ведет
цивилизованный Запад (речь не о том, что он циничнее нашего Востока.
Просто Кэмерона, как гражданина Запада, тревожит именно тамошняя
дрянь). Прежде всего это вьетнамская война. Вертолетная атака на
поселение туземцев с тактикой выжженной земли однозначно адресует
к атаке из «Апокалипсиса сегодня», разве что не слышен вагнеровский
«Полет валькирий». А еще война против пандорцев отсылает к иракской —
в ее первоначальной бушевско-блэрской стадии. Фразы идеологов захвата
«если у кого-то есть то, что тебе нужно, объявите его врагом
цивилизации» и «мы ответим террором на террор!» (в ответ на попытку
местных защищать жизнь) — самоигральны и в комментариях не нуждаются.
Короче, не вызовет удивления, если «Аватар» станет фильмом, важным для массового западного самосознания.
Четвертый рейх
Однако тенденция: уже не впервые в новейшее киновремя создатели самых,
на невнимательный взгляд, массовых фильмов пронизывают их мизантропией.
Во всех таких фильмах основой сюжета становилось противостояние земной
цивилизации с иноземной. Первым высказался Пол Верховен, за что заслужил низкие оценки
в западных киножурналах и восторг (пустячок, а приятно!) в нашей
киноманской среде. Его «Звездный десант» конца 90-х повествовал
о жесточайших битвах землян с мерзкими мыслящими насекомыми за
господство в Галактике. И исподволь приводил думающего зрителя
к осознанию того, что цивилизация землян ничем не лучше. Что войны
ведут только цивилизации тоталитарные: земной мир в фильме Верховена
кажется этаким Четвертым рейхом. Еще более нелицеприятным по отношению к человечеству стал
сделанный в этом году под продюсерской эгидой Питера Джексона фильм
«Район № 9» (The New Times писал о нем в № 28 от 17 августа 2009 года).
Вывод фильма, по ходу которого человечество третирует, загоняя в гетто
случайно залетевших к нам креветок-инопланетян, однозначен:
человеческая цивилизация лицемерна. Между «Районом № 9» и «Аватаром»
много общего. В обоих фильмах пафос таков, что публика в зале начинает
приветствовать аплодисментами истребление морально мерзких землян.
В обоих случаях главный герой перестает в итоге быть человеком,
становится иным — и это очень позитивно!
Кэмерон расставил точки над i. Его окончательный приговор
человечеству основывается на том, что человечество жаждет сломать
природу. Потому оно глупое и недостойно сожаления. Кэмерон, видимо,
классический зеленый. Он не развивает сверхновых идей. Есть идеи, что Земля — единое живое
существо. Пандора в «Аватаре» (отражение нашей Земли) — тоже живое
существо, с которой ощущают связь местные жители. Поэтому их и Пандору
одолеть невозможно. Кэмерон верит (боюсь, как бы не наивно), что
в случае глобальной угрозы природа сумеет постоять за себя и победить. Но не будем спорить о недоступной нам сути природы. Лучше
сделаем вывод, который напрашивается: если уж массовое кино раз за
разом стало выносить приговор человечеству, значит… человечество самому
себе осточертело.
|