Сегодня утром в ряде стран Европы (Франция, Бельгия, Швеция
и Швейцария) стартовали первые сеансы ожидавшегося с таким нетерпением
сенсационного творения Джеймса Кэмерона.
Ближе к вечеру уже могут появиться некоторые данные о наполняемости
залов и первых сборах, но пока наберёмся немного терпения и поговорим
о том, какими могут быть перспективы «Аватара» в кинопрокате.
Неоднократно озвучивавшиеся предварительные оценки выдают картине порядка
6500-7000
экранов в 3400 кинотеатрах Северной Америки, по сравнению с самыми
мощными блокбастерами в принципе это не так уж и много — для сравнения
рекорд третьей части «Пиратов Карибского моря»
составляет 11500 экранов в 4362 заведениях. Крупные премьеры последних
двух-трёх лет традиционно получали на старте около или более
4000 кинотеатров, хотя на самом деле количество здесь далеко не всегда
переходит в качество.
По мнению американских прокатчиков, основной поток наличности в любом случае обеспечивают 2500-3000
кинотеатров и всё, что превышает этот порог, как правило, не оказывает
большого влияния на кассу дебютного уик-энда. Ещё одним немаловажным
сдерживающим фактором оказалось то, что совсем скоро, 23 декабря,
киностудии предстоит ещё один крупный релиз — сиквел «Элвина и бурундуков», на который она также возлагает особые надежды. Напомним, что оригинальный фильм
собрал более 200 миллионов долларов в американском кинопрокате,
и в такой ситуации студия с радостью оставляет меньшие по размеры залы
и не столь оживлённые кинотеатры для своего семейного проекта, который
должен обеспечить огромную кассу под Рождество и Новый год.
Куда большее значение имеет то, что киностудии удалось забронировать
почти 3000 трёхмерных экранов — новый рекорд американской
киноиндустрии, прогресс которой в этой отрасли не может не впечатлять.
Весной 2007 года мультфильм «В гости к Робинсонам» мог похвастаться 587 трёхмерными экранами, год спустя рекламируемое как первый полностью трёхмерный игровой фильм «Путешествие к Центру Земли» в июле 2008 вышло на 854 таких экранах. Огромный рывок произошёл за следующие полгода, и уже в марте 2009 года мультфильм «Монстры против пришельцев» заполучил более 2000 трёхмерных экранов.
Для «Аватара» именно сборы с этих трёх тысяч трёхмерных экранов станут
определяющими в его судьбе, ведь, как известно, средняя стоимость
билета на такие сеансы, как минимум, на 2-3
доллара дороже по сравнению с обычными кинозалами. Из всего этого
количества 178 кинозалов будут показывать фильм в формате IMAX, что
станет ещё одним рекордом фильма Джеймса Кэмерона.
В международном прокате предварительные данные выделяют «Аватару»
около 16,5 тысяч кинозалов по всей планете, в том числе более 5 тысяч
трехмерных экранов. Темпы роста поражают ещё больше и это в период
обрушившегося на многие страны жесточайшего экономического кризиса —
для сравнения вышедший этим летом «Ледниковый период 3»
не имел и половины от этого огромного количества. Не удивительно, что
руководство киностудии потирает руки в предвкушении отдачи
от проделанной работы.
Что же касается общего количества задействованных копий, «Аватар» идёт
на абсолютный рекорд не только в отечественном кинопрокате, где
ожидаются показы более чем в 1200 кинозалах по всей России. Новые
рекорды ожидаются повсюду в Восточной Европе и во многих других странах
планеты. Даже в обычно не слишком радушно принимающей продукцию
Голливуда Индии картина выйдет на 650 копиях на четырёх языках —
английском, хинди, тамил и телугу. Предыдущее лучшее достижение для
зарубежных фильмов в индийском прокате принадлежало «Человеку-пауку 3», выходившему на 550 экранах.
Немаловажным вопросом в оценке будущих сборов любого проекта всегда
были и остаются бюджетные затраты, но вот здесь-то полной ясности как
не было, так и нет. В прессе появлялись самые различные цифры, начиная
от 200 и заканчивая 500 миллионами долларов, в какой-то момент студия
официально обнародовала цифру в 237 миллионов долларов, но затем
категорически отказалась подтверждать любые данные. Большинство
представителей американской киноиндустрии полагают, что реальная цифра
уходит за 300 миллионов долларов, хотя сам Джеймс Кэмерон по этому поводу выглядит как никогда спокойным.
«Я не думаю, что это имеет хоть какое-то значение, — говорит знаменитый режиссёр. — Если
быть совсем уж честным, мне кажется, что киностудия сама придумала этот
миф о бюджете с тем, чтобы фильм лучше продавался. То же самое
происходило раньше с «Терминатором 2», «Правдивой ложью» и «Титаником»,
и это помогало сделать фильм настоящим событием, которое нельзя
пропустить. Но кстати, не значит ли всё это, что для рядового зрителя
будет очень выгодным предложением посмотреть столь дорогую картину
за ту же стоимость билета, что и любую другую? Это должно быть просто
предложением века!».
В любом случае, даже если исходить из относительно скромных оценок, для того чтобы прокат «Аватара» был признан успешным, картине крайне желательно заработать не менее 250 миллионов долларов в Северной Америке и ещё хотя бы 400-500
миллионов долларов на международных экранах. Удастся ли долгожданной
киноленте Джеймса Кэмерона сделать это, мы узнаем в самое ближайшее
время. Ждать осталось совсем недолго.