Это фантастическая история, происходящая
на далекой планете, — старомодное приключение
в джунглях с атмосферной окружающей средой,
где события начинают выходить на
мифический уровень повествования. Джеймс Кэмерон
Ну там было серое поле размером с баскетбольное,
которое снимали 190 инфракрасных камер.
На лице — эти точки. Шлем с камерой.
Специальные костюмы. Все, что я делаю,
транслируется на плазменный экран —
и там я уже синий. Так что если смотришь так,
то перед тобой ничего нет, а смотришь
на экран — и там уже летающие горы.
И вот мы ныряем в эту серую зону,
которую снимают камеры, и это наша Пандора. Сэм Уортингтон
Искренне жалко тех несчастных, обделенных людей,
которые напрочь лишились свойства сидеть в кино
с открытым ртом и приходить в восхищение
от безгранично красивой и доброй сказки, наверстывая то,
чего они физически не могли пережить в своем детстве. Олег Бочаров
Это шедевр! Кот Бублик
А чего все так орут? Ну, мультик и мультик.
"Ледниковый период" мне понравился больше. Одна зрительница
Джейк
Салли (Сэм Уортингтон) - бывший
морпех, попавший после ранения в
инвалидное кресло. Брат Джейка был
ученым, который готовился отправиться
на планету Пандора, где земляне
добывают крайне ценное вещество. Брату
на Пандоре предстояло поселиться в
теле так называемого аватара -
искусственно созданного пандорского
аборигена. Но брат Джейка погиб в
результате нападения какой-то шпаны, и
теперь корпорация, заключившая
контракт с ученым, предлагает Джейку
заменить своего брата, иначе огромные
вложения в аватар пойдут прахом. Джейк
соглашается и прилетает на Пандору.
Там выясняется, что среди
местных землян есть две
противоборствующие группировки:
военные, которыми руководит могутный
полковник Майлс Куаритч (Стивен Лэнг), и
ученые - у них главная доктор Грейс
Аугустин (Сигурни Уивер). Ученые с
помощью аватаров изучают жизнь
аборигенов - так называемого народа на'ви,
- чтобы найти с ними общий язык и как-то
договориться, а военные считают, что с
этими дикарями договариваться не нужно,
раз они не хотят получить бусы и
зеркальца в обмен на свою землю.
Салли
при этом оказывается в странном
положении. Как бывший морпех он
подчиняется полковнику. Но как замена
своему брату-ученому - он находится под
руководством доктора Грейс.
Переселение в тело аватара
потрясло Джейка. И дело даже не в том,
что пандорианцы - хвостатые
трехметровые гиганты с кожей голубого
цвета. Дело в том, что его аватар, в
отличие от Салли, вовсе не инвалид. Он
может ходить, бегать, прыгать -
морпех этого давно лишен.
Джейк
в теле аватара отправляется в джунгли
Пандоры и там знакомится с
пандорианкой Нейтири (Зои Салдана). Его
приводят в племя, и там Нейтири начинает
учить Салли языку, рассказывает о том,
как и чем живут пандорианцы.
Для Грейс Аугустин эти
сведения помогают понять, каким
образом земляне могут договориться с
народом на'ви, ну а для полковника
Куаритча данные, собранные Джейком,
показывают, каким образом их можно
завоевать. Так что Салли в какой-то
момент придется выбрать, на чьей он
стороне: ученых, военных или вообще на
стороне пандорианцев.
***
Как
известно, над этим проектом Кэмерон
работал много лет - его предыдущий
художественный фильм "Титаник"
вышел в 1997 году. Сценарий "Аватара"
Кэмерон написал еще в 1995 году, однако
тогда еще не существовало технических
средств, способных воплотить его
замысел.
Со сценарной точки зрения
"Аватар" представляет собой, ну,
скажем, фантастическую сказку, в
которой в разумных пропорциях
соединились различные жанры: драма,
боевик, романтика и даже немного
комедия.
В
картине делаются явные реверансы (кто-то
считает это цитированием, кто-то
считает заимствованием) в сторону
любимых режиссером произведений: "Неукротимой
планеты" Гаррисона, "Звездного
десанта" Хайнлайна (именно книги, а
не фильма
Верховена) и других.
Кэмерон, по его словам, хотел
сделать именно старомодное
фантастическое приключение в
джунглях, и он его сделал - с помощью
новейших кинотехнологий. От
старомодного приключения - элементы
сказки, фантастического боевика и
романтика. А также необходимый набор
жанровых клише и сознательное
отсутствие полутонов: главгад
полковник, сисястая и юморная тетка-пилот,
придурочный начальник, принципиальная
ученая и так далее.
Из-за
этого некоторые зрители и критики
считают картину банальной и
примитивной. Но она не банальная и не
примитивная. Это сказка. И здесь такой
сюжет, на мой взгляд, вполне оправдан.
Тем более что главное в этом
фильме - вовсе не сюжет. И даже не
спецэффекты. Спецэффекты - это,
например, в какой-нибудь "Матрице:
перезагрузке", где большую часть
времени герои или сидят в пропотевших
майках в корабле, или тусуются туда-сюда
с видом юноши, обдумывающего житье,
произнося якобы философские диалоги из
серии "Тварь ли Нео дрожащая или же
право имеет", а потом вдруг покажут
пулеметные установки будущего так, что
все вздрогнут, ну или гонку по шоссе
устроят демоническую. Это спецэффекты.
В
"Аватаре" же спецэффектов как
таковых, можно сказать, вообще нет.
Потому что весь фильм - сплошной
спецэффект. Ибо там смоделирован целый
мир. Точнее, два мира - мир будущего
землян и мир будущего Пандоры.
Моделирование это настолько подробно,
эффектно и реалистично, что
практически нет различия между "вот
кино" и "а вот спецэффекты". Ты
просто погружаешься в фантастический
мир, реальный настолько, что просто
мороз пробирает по коже.
Я
никогда не видел ничего подобного! Были
моменты и в тех же второй
и третьей
"Матрице", когда ах как круто
сделано. Было заметно больше моментов,
когда просто дух захватывало, - в
трилогии "Властелин
колец". Но я первый раз встречаю
картину, в которой дух захватывает
практически от начала и до конца, и это
на протяжении трех часов экранного
времени!
Даже
в самом начале, когда еще вроде ничего
особенного не происходит, посмотрите
на компьютеры будущего - как их сделал
Кэмерон! А уж когда начинается
путешествие аватара Джейка по Пандоре
- там на экране просто разворачивается
нечто невообразимое!
Мир
Пандоры Кэмероном и другими
создателями проекта продумывался
очень и очень тщательно. Вместе с
директором Центра управления
коммуникациями Университета Южной
Калифорнии Полом Фроммером Кэмерон
разработал язык и культуру народа на'ви.
Растительность, животный мир,
пандорианцы - все создано с потрясающим
вниманием к мельчайшим деталям.
Кэмерона
некоторые зрители и критики упрекают в
том, что при создании мира Пандоры он,
дескать, был неоригинален. Пандорианцы,
говорят они, напоминают индейцев,
летающие банши - драконов, такая
растительность была в "Долине
папоротников", некоторые животные
явно взяты из документальных морских
проектов Кэмерона, тема "древа жизни"
вообще была сто раз - ну и так далее.
На
это можно сказать следующее. Ребята! Невозможно
придумать ни на что не похожий мир! Ну
не бывает такого! То, что человек
никогда не видел, он не может
воссоздать! В любой самой бурной
фантазии будут содержаться элементы
чего-то увиденного. Это неизбежно -
никто не может сделать что-то, ни на что
не похожее!
А вот как съемочная группа
создала мир Пандоры - такого в
кинематографе не было никогда! Только
какими-то отдельными маленькими
элементами. А здесь - весь фильм...
"Аватар"
- не мультфильм. Технологически картина
в том числе снималась и по технологии
motion capture, когда реальные актеры играют
соответствующие роли, облепленные
специальными датчиками, а потом это все
оцифровывается на компьютерах. Это
позволяет добиться очень реалистичной
мимики у воссозданных на компьютере
персонажей. О такой технике мы говорили
в рецензии на "Рождественскую
историю" Земекиса. Но то, что
сделал Кэмерон, значительно
превосходит фильмы Земекиса,
значительно!
Об
актерских работах стоит поговорить
отдельно. Потому что Кэмерон и тут
соригинальничал. На главную роль он
пригласил никому (тогда) не известного
австралийского актера, британца по
происхождению, Сэма Уортингтона,
который на момент подготовки к
созданию этого фильма жил в
автомобильном трейлере. Когда его
позвали на пробы, проводящиеся в
Австралии, он понятия не имел, что это
за пробы и для какого фильма. Ему по
большому счету было все равно. И когда
потом Кэмерон позвонил Сэму и сказал,
что это были пробы в его новый фильм,
Уортингтон сильно удивился.
Когда
о выборе Кэмерона узнали в
кинокомпании Twentieth Century-Fox, был дикий
скандал, продолжавшийся почти полгода.
Кэмерон, орали продюсеры, презрел Самый
Главный Закон Кинематографа, который
гласит: в суперблокбастере должна быть
суперзвезда! Обязательно! Непременно!
Этой зажравшейся твари придется
заплатить дикие деньги плюс проценты с
прибыли, но именно она делает кассу! Это
федеральный закон! Независимо от штата!
А тут Кэмерон собирается поставить на
главную роль не просто не суперзвезду,
а черт знает кого - какого-то
австралийского хрена с горы!
Скандал
был примерно такого же уровня, как тот,
который разгорелся в далеких
семидесятых, когда Фрэнсис Форд
Коппола на одну из главных ролей в
фильме "Крестный отец" собрался
ставить этого невменяемого хулигана
Брандо, а на ключевую роль Майкла -
вообще никому не известного коротышку-алкаша
Аль Пачино.
Старик,
орали продюсеры, ну давай возьмем
звезду, ну давай! Ну, Уилла Смита! Ну,
Тома Круза! Да хоть Фаррела, наконец,
если тебе так нужны парни с этим
дурацким произношением!
Однако Кэмерон - это все-таки
Кэмерон. Не просто имя в коммерческом
кинематографическом мире, а ИМЯ, равного
которому практически нет. Поэтому он
все-таки сумел настоять на своем и
выпустил суперблокбастер, в котором
нет ни единой звезды первой величины!
Как
Уортингтон сыграл Салли? Хорошо сыграл.
И я понимаю, почему Кэмерон выбрал
именно его. Во всех суперзвездах вроде
Круза, Смита и так далее практически
всегда видна эта суперзвездность. Из
серии "Я играю фильм". А у
Уортингтона - "я играю ФИЛЬМ".
Персонаж получился очень живой и
естественный: с одной стороны,
действительно боевой парень, с другой -
инвалид, у которого практически не
осталось надежды когда-нибудь встать
на ноги, а Пандора ему подарила эту
возможность. У Уортингтона все
получилось очень в меру. (Да и в
четвертом "Терминаторе",
кстати, он сыграл очень и очень неплохо.)
Сигурни
Уивер, в свое время сыгравшая у
Кэмерона в знаменитом фильме "Чужие",
здесь очень здорово выступила в роли
принципиальной ученой тетки. И с ней
Кэмерон также сделал нестандартный для
нынешнего Голливуда ход: заставил ее
персонаж Грейс непрерывно курить. Сам
Кэмерон объяснял это так: Грейс
прекрасно понимает, что она почти не
имеет возможности хоть как-то влиять на
военных, поэтому все время находится во
взвинченном состоянии и курит от
отчаяния.
Джованни
Рибизи сыграл придурковатого
начальничка. Сыграл, как обычно,
отлично, хотя роль чисто сценарно была
достаточно примитивной. Мишель
Родригес выступила в качестве юморной
тетки-пилота - тоже понравилась.
Но самая лучшая, на мой
взгляд, роль была у Стивена Лэнга,
сыгравшего полковника-главгада. (Кстати,
тема военных, готовых уничтожить все на
свете, уже всплывала (точнее,
погружалась) у Кэмерона и раньше - в "Бездне".)
Лэнг в роли полковника выглядел
великолепно. Такая мощь, такая харизма!
Это вам не какой-нибудь Куэйд в роли
командира игрушечных солдатиков в "Броске
кобры"! В "Аватаре" полковник -
просто глыба, очень здорово сыграно!
Российский
дубляж мне показался очень и очень
неплохим. Переводчики адекватно,
насколько я могу судить, передали
манеру разговора персонажей - сленг,
вульгаризмы и так далее. А вот акцент
говорящих по-английски пандорианцев
получился почему-то армянским, что
поначалу сильно забавляло. Но с другой
стороны, раз персонажи должны говорить
с акцентом, то в любом случае получится
именно чей-то акцент, а не какой-то
абстрактный.
Также
нужно сказать, что в "Аватаре"
особую и заметную роль играет
трехмерность. Кэмерон снимал картину
по своей собственной технологии Reality
Camera System с двумя цифровыми камерами
высокого разрешения. И это практически
первая картина, где трехмерность
используется не просто как забавный
эффект, который вставляется в
несколько эпизодов, а как средство
максимального погружения в мир Пандоры.
Кэмерон,
конечно, создал совершенно уникальное
произведение киноискусства. Я ничего
подобного раньше не видел - это просто
шок и полный восторг! Раньше мир
коммерческого кинематографа делился
на мир до "Властелина
колец" и мир после "Властелина
колец", а теперь этой вехой
наверняка станет "Аватар". По
сравнению с ним заметно блекнут все
предыдущие эксперименты с оцифровкой и
motion capture. Ибо то, что сделал Кэмерон, -
оно выше просто на сто голов!
Зрительская
реакция на этот фильм - соответствующая.
На IMDB - 25-е место в Top250
фильмов всех времен и народов. О сборах
пока говорить рано, на момент написания
рецензии в Штатах еще не закончился
первый уик-энд показа, но по миру сейчас
картина собрала уже $230 миллионов. Я
почти уверен, что она перекроет рекорд
"Титаника" и соберет два миллиарда.
Многие зрители, посмотрев картину, на
следующий день снова на нее пошли.
Да,
конечно, в обстановке такого успеха и
соответствующего "сарафанного радио"
у тех, кто будет смотреть фильм,
начитавшись отзывов, может возникнуть
"синдром завышенных ожиданий". У
меня он, кстати, был, потому что я как
раз и пошел на "Аватар", увидев
просто-таки восторженные отзывы людей,
чьему мнению я доверяю. И я был почти
уверен, что не увижу ничего ТАКОГО. Но я
увидел ТАКОЕ! Я этого просто не ожидал.
Разумеется,
на волне таких восторгов настает
звездный час всяких киноведов, которые
знают железный закон своей профессии:
не надо хвалить то, что вызывает
восхищение у массы зрителей, - среди
своих прослывешь быдлом и потакающим
дурным вкусам толпы. Поэтому такие
фильмы надо обязательно ругать -
объясняя этим уродцам, какому фуфлу они
поклоняются и как от этого далек он,
весь из себя образованный и тонко
чувствующий д'артаньян-рецензент весь
в белом. (За похвалу "Титанику"
профессионального кинорецензента
могут растерзать его же собратья.) В
результате эти прикольные люди
растопыривают пальцы и выдают такой
бред, что я прям наслаждался, читаючи их
перлы.
Например, небезызвестная
Лидия Маслова из "Коммерсанта" (я
до сих пор не понимаю, как такого "киноведа"
может держать у себя вроде как солидное
издание) зажигает просто метровым
факелом, цитирую:
Такого оглушительного "пшика"
после такого продолжительного
творческого молчания давно не слышала.
Мордашки эти рождают
неприятное ощущение: сколько ни снимай,
ни надевай обратно очки 3D, невозможно
вычислить, где проходит та грань, за
которой красота плавно перетекает в
уродство, и какие пропорции
человеческого лица нужно почти
незаметно исказить, чтобы оно вызывало
какой-то необъяснимый, нутряной ужас и
желание двинуть простым и надежным
земным кулаком в этот усаженный
стразами инопланетный нос. Некоторое
сходство пандорян с индейцами (дополнительно
подчеркнутое их прическами из
афрокосичек) придает фильму
колонизаторский подтекст и
провоцирует на социально-политические
параллели (от отчаяния еще можно
приплести войну в Ираке), но и они так же
слабо развлекают, как трехмерные очки,
напялив которые начинаешь замечать
порхающих у тебя перед носом мотыльков,
лезущие в глаза листья пандорянских
папоротников и понимаешь, что тебя
надули даже в три раза больше, чем ты
изначально готовился.
В общем, тетку кошмарно
надули, вы поняли. Ей надо потребовать
вернуть деньги за билеты.
Великий русский
кинорежиссер и киноклипер Юрий Грымов,
подаривший миру заказную агитку о
плохих американах под названием "Чужие"
(Кэмерон, говорят, очень боялся, что
теперь его "Чужих" перестанут
покупать и будут покупать "Чужих"
Грымова), картиной американа Кэмерона
тоже как-то патриотично не впечатлился.
Он заявил, цитирую:
Это, по-моему, на уровне
семилетнего ребенка. (Такого не было
даже в «Титанике»!..)
Работа художника в фильме,
конечно, колоссальная. Но полное
ощущение, что недоработали. Решения по
образам, решения по флоре и фауне по
большому счету так и не состоялись. Это
очень обидно. Нет того, что было в «Пятом
элементе», когда талантливые художники
собирались и работали в команде.
Получается, это кино для
взрослых. Тогда, получается, мы
одноклеточные?.. Вероятно, мы такими и
являемся.
Ни одной актерской работы.
И, все-таки, мне кажется
Кэмерон, опоздал лет на пять. Самое
печальное, что этот фильм одноразовый,
он не будет жить во времени и погибнет
после первых показов по телевизору.
Ну,
понятно, что мир быстро забудет об "Аватаре"
и будет смотреть клипы Грымова, - кто бы
сомневался!.. Но там еще и комментарии
рекомендую почитать. Самый класс - это
выступления из серии: "Вот я
чувствовал, дорогой Юрий Вячеславович,
что Кэмерон снял полное говно, - и вы это
блестяще подтвердили. Не буду теперь
смотреть. Не может какой-то вшивый
Кэмерон снять что-то приличное. А если и
буду смотреть, то посмотрю, понимая, что
фильм на самом деле плохой, раз так
сказал сам Юрий Вячеславович".
Впрочем,
бог с ними, с рецензентами и
киноклипщиками. Какая, в самом деле,
разница, что именно они бухтят? Кэмерон
сотворил такое кинособытие, что "Аватар"
наверняка станет очень и очень важной
вехой в истории кинематографа. Да, "Аватар"
можно упрекать за излишне, по мнению
некоторых зрителей, простоватый
сценарий, за некоторые ляпы и
несостыковки, но то, что это визуальный
шедевр, равному которому в
кинематографе еще не было, отрицать, на
мой взгляд, просто глупо.
Обязательно
посмотрите этот фильм: не слушайте
никого, составьте собственное мнение. И
не портите себе впечатление -
постарайтесь посмотреть его в
3D-кинотеатре (как раз под выход "Аватара"
многие кинокомплексы переоборудовали
часть залов под различные виды 3D-воспроизведения),
ну или на крайний случай - в обычном
кинотеатре. Но обязательно в кино! Не
лишайте себя этого чудесного
сказочного мира!
***
Оценки
по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть